Вопросы развития образования

Breadcrumbs



 

Вопросы развития образования на сегодняшний день становятся актуальными не только в школьных коридорах и узких педагогических сообществах. Сегодня развитие образования – это тема обсуждения в самых высоких политических кругах. Сам президент нашей страны рассматривает систему образования, как основу развития государства, уверен, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. Напоминаем, что 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию Дмитрием Медведевым были озвучены основные направления стратегии развития образования. "Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" - заявил глава государства 5 ноября.

Озвученные президентом 5 векторов развития системы стали основой для доклада Игоря Реморенко, директора Департамента государственной политики в образовании, и предметом обсуждения на межрегиональной конференции "Эврика-Авангард 2009".

По словам Игоря Реморенко, развитие системы образования сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса важно не только с точки зрения повышения качества образовательных услуг для наших детей, но и с точки зрения привлекательности школы для высококвалифицированных кадров. Если раньше наблюдалась тенденция оттока кадров из школы, то сегодня люди начинают задумываться о возможности самореализации в отрасли, в которой всегда есть вакансии и имеется определенная стабильность. С учетом произошедших в последнее время изменений, школа становится привлекательной и для экономистов, и для журналистов, и для переводчиков.

Однако в первую очередь, речь, безусловно должна идти о детях. Что предполагает Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" для школьников?

1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире;

2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;

3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей;

4. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова;

5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе.

С первым пунктом образовательной инициативы связана тема, которая на сегодняшний день является дискуссионной, как в СМИ, так и в экспертном сообществе. Речь идет об образовательных стандартах нового поколения. Именно новый стандарт может предоставить ребенку возможность самореализоваться, как в стенах школы, так и за ее пределами, но вместе с тем, может и напрочь лишить этой возможности. По мнению Игоря Реморенко новые стандарты общего образования должны быть сформулированы через набор требований, таких как:

- Требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей, наличие разных результатов для разных ступеней, опора на закономерности возрастного развития, передовую науку);

- Требования к структуре (наличие вариативная часть, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");

- Требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности, привлечение талантливых педагогов).

Пункт о системе поиска и поддержки талантливой молодежи на сегодняшний день предусматривает различные способы реализации. Это и предоставление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям, и организация слетов талантливой молодежи, и составление банка данных одаренных детей, и интернатные формы обучения для талантливых школьников.

Развитие учительского потенциала – не менее важное и не менее проработанное направление. В первую очередь, Игорь Реморенко обратил внимание на введение новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях, при обсуждении данного пункта президентской инициативы. В настоящее время появляется пул регионов, где заработная плата учителей приближена по уровню к средней по экономике. Более того, появляется педагогическая элита, чья заработная плата превышает и этот показатель. В непрерывной связи с этим показателем находятся и такие, как новая процедура аттестация педагогических работников и повышение квалификации.  В рамках повышения квалификации педагогов следует говорить о появлении персональных бюджетных сертификатов и насыщении рынка предоставляемых услуг.

Говоря о принципе "Российская школа не должна быть "ветхой" Игорь Реморенко отметил тот факт, что на сегодняшний день обсуждается новый порядок проектирования, строительства и формирования  материально-технической базы школ. Кроме этого отдельное внимание уделяется обсуждению инфраструктуры школы, а именно, требованиям к спортивным сооружениям, медицинским пунктам и столовым.

В завершении своего выступления Игорь Реморенко обозначил основные задачи, к коим относится:

1. Обозначение границ образовательных и не-образовательных разработок;

2. Создание механизмов управления, максимально опирающихся на лучшее выявление проблематики.